Новости конкурса

Новое название, новые номинации. С чем связаны изменения в конкурсе «Лидеры дорожного хозяйства Республики Беларусь»?

В условиях реализации масштабных трансконтинентальных интеграционных проектов, расширения международного сотрудничества всем известна стратегическая роль автомобильных дорог в наращивании транзитного, логистического, производственного и технологического потенциала государства. Дорожное хозяйство является одним из важнейших сегментов, формирующих инфраструктурный фундамент единства экономического пространства.

В этом году эксперты конкурса предложили изменить название конкурса «Лидеры в строительстве. Дорожное строительство» на «Лидеры дорожного хозяйства Республики Беларусь». С чем связаны изменения названия конкурса и другие новшества, мы попросили рассказать эксперта этого конкурса, декана строительного факультета УО «Белорусский государственный университет транспорта», к.э.н. Ирину Царенкову.
— Ирина Михайловна, почему принято решение изменить название конкурса?

— Изменения в названии конкурса продиктованы в первую очередь спецификой данной сферы. Конкурс развивается, и поэтому важен комплексный охват всех видов экономической деятельности и ее продуктов, связанных с дорожной сферой и автомобильными дорогами. Следовательно, и название конкурса должно быть более крупным и масштабным, дающим возможность объединить всех участников комплексного рынка строительства и ремонта автомобильных дорог, а также их эксплуатации.

Дорожное строительство — это отдельное направление, а дорожное хозяйство в прикладном контексте объединяет как системообразующие организации (крупные тресты, автодоры), так и широкий спектр производств, схожих и равносильных по выпускаемой продукции. Результаты его работы предоставляют не только материальную основу для транспортного сообщения (автомобильные дороги), но и обеспечивают возможность в оказании полного спектра услуг, как транспортного, так и сервисного характера.

В связи с этим также расширен и перечень номинаций конкурса.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о номинациях, которые сегодня предлагаются для участия в конкурсе.

— В группе номинаций «Предприятие года» разделены на категории организации в области дорожно-строительной деятельности, строительства объектов транспортной инфраструктуры, производства дорожно-строительных материалов, автоматизации, энергообеспечения и научно-технического сопровождения дорожного хозяйства. Учитывая большое разнообразие и практически полную автоматизацию и механизацию всех производственных процессов, разработан ряд категорий, связанных с производством, ремонтом, сервисом и дистрибуцией дорожно-строительной техники.

Особо востребованным направлением экспорта товаров и услуг республики является экспортная деятельность в дорожном хозяйстве, что позволяет обозначить в данной категории участников предприятия, которые вносят весомый вклад не только в развитие транспортного комплекса нашей страны, но и ориентированы на зарубежные рынки, тем самым способствуя увеличению валютных поступлений в бюджет страны и, как показывает практика, подтверждают статус высокого качества продукции Республики Беларусь в своей сфере.
Также хочется отдельно подчеркнуть номинации «Объект года» и «Продукт года», что позволяет оценить и выделить в числе победителей не только организации, но и реальные объекты дорожного строительства и используемые для этого материалы и технологии. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий — это узко специализированная область, эффективность которой непрофессионалам достаточно сложно определить. Другое дело — реальные участки автомобильных дорог, красочно вписывающиеся в окружающий ландшафт, по которым удобно, быстро и безопасно может проезжать любой водитель транспортного средства и его пассажиры. Каждый отдельный объект играет огромную экономическую и социальную роль в развитии страны. А их надежность и долговечность напрямую зависят от качества дорожно-строительных материалов и принятых технологических решений для дорог и мостов. В Республике Беларусь накоплен огромнейший опыт в этом сфере, который постоянно пополняется новыми инновационными разработками, что, безусловно, не может быть не отражено в проводимом конкурсе.

Однако пути сообщения формируют два вида дорог: автомобильные и железные. В связи с этим в данном конкурсе предусмотрено участие также организаций, деятельность которых связана с Белорусской железной дорогой. Это направление в конкурсе выделено впервые и, по нашему мнению, в будущем, возможно, преобразуется еще в один конкурс.

— В связи с развитием новых направлений в конкурсе возникла необходимость в привлечении к работе новых экспертов?

— Да. Жюри по составу также пополнено новыми специалистами, способными оценить разные аспекты деятельности конкурсантов в таких сферах, как геодезия, проектирование, дорожное материаловедение, механизация и автоматизация дорожного строительства, экономика, возведение, реконструкция, ремонты и содержание автомобильных дорог, мостов, тоннелей и других объектов автодорожной инфраструктуры.

В этом году председателем экспертного совета конкурса «Лидеры дорожного хозяйства» Антон Владимирович Вавилов, профессор кафедры «Механизация и автоматизация дорожно-строительного комплекса» факультета транспортных коммуникаций БНТУ, доктор технических наук, профессор, иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук

— Как развивается сейчас дорожное хозяйство Республики Беларусь, с какими вызовами сталкивается и как конкурс «Лидеры дорожного хозяйства» способствует решению задач и реализации целей, которые ставит правительство Республики Беларусь, в частности в рамках пятилетки качества на 2025−2030 годы?

— Современное дорожное хозяйство Республики Беларусь находится на этапе активного развития и модернизации, что обусловлено стратегической важностью автодорожной инфраструктуры для экономики страны. Правительство Республики Беларусь уделяет этой отрасли приоритетное внимание, понимая, что качественные и современные дороги — это основа для развития торговли, промышленности, туризма и повышения мобильности населения.
Сеть автомобильных дорог в нашей стране уже сформирована. Поэтому акцент делается в первую очередь на ее сохранение. Цель — повышение пропускной и провозной способности, безопасности и долговечности.

В планах на ближайшую перспективу — добиться того, чтобы дороги вокруг Минска выдерживали интенсивное движение и не образовывали колею, заменить асфальтобетонное покрытие на цементобетонное на основных выездах из города, в пределах второй кольцевой автодороги. Это обеспечит надежную транспортную связь столицы с городами-спутниками, позволяя проезжать транспорту с нагрузкой 11,5 тонн на ось. Такая модернизация поддержит экономику этих городов и в будущем сократит расходы на ремонт дорог в Минской области.

В развитии дорог местного значения важен перевод дорог с гравийным покрытием от агрогородков к райцентрам в дороги с усовершенствованным покрытием.

Особое внимание также уделяется объектам придорожного сервиса, особенно вдоль республиканских автомобильных дорог. Существующий порядок создания и открытия таких объектов отработан, сформирована действенная нормативная база, что создает привлекательные условия для инвесторов.

Конкурс «Лидеры дорожного хозяйства» сыграет важную роль в развитии дорожного хозяйства Республики Беларусь и достижении целей, поставленных Правительством в рамках пятилетки качества на 2025−2030 годы. Конкурс позволяет выявлять и отмечать наиболее значимые проекты и организации в дорожном хозяйстве, распространяя их опыт и стимулируя другие предприятия к улучшению своей работы.

Конкуренция между участниками конкурса способствует повышению качества выполняемых работ и внедрению новых технологий. Участие в конкурсе стимулирует предприятия к внедрению инновационных решений и использованию современных материалов. Кроме того, что очень важно для формирования кадрового потенциала, конкурс способствует повышению престижа профессии дорожника и привлечению молодых специалистов в отрасль.

В целом, конкурс «Лидеры дорожного хозяйства» является дополнительным эффективным инструментом для развития дорожного хозяйства Беларуси. Он способствует повышению качества работ, внедрению инноваций и развитию кадрового потенциала отрасли.
— Ирина Михайловна, каковы ваши впечатления о конкурсе с точки зрения состава участников, представляемых ими технологий, продуктов, объектов прошлых лет?

— Наблюдая за конкурсом на протяжении нескольких лет, невольно поражаешься его динамичности и способности отражать последние тенденции в строительстве, а теперь и в транспортном строительстве. Если в прошлые годы акцент делался на базовых предприятиях строительной отрасли, то сейчас очевиден сдвиг в сторону расширения состава в сторону всех участников, если можно так сказать, логистических систем. Потому что именно логистика, включая различные ее области (транспортную, производственную и др.), позволяет нам объединить в единую систему множество организаций, взаимодействующих на строительном и других рынках. Это говорит о том, что конкурс стал более открытым и восприимчивым к новым талантам и нестандартным подходам.
Выделение отдельно конкурса «Лидеры дорожного хозяйства» позволит привлечь к участию еще большее количество дорожных организаций. Каждый объект в сфере дорожного хозяйства по-своему уникален, что уже создает предпосылки для предложения результатов своей работы на конкурс.

В заключение скажу, что конкурс — это не просто соревнование, а платформа для обмена опытом, вдохновения и поиска новых решений. Участие в нем — это возможность продемонстрировать свой вклад в развитие дорожного хозяйства своей страны и получить признание экспертов.

Успех в конкурсе зависит от способности не только продемонстрировать техническое совершенство, но и убедительно донести ценность и перспективность проекта. Важно показать, что ваш проект не просто «еще один», а действительно меняет правила игры.

Получить дополнительную информацию можно по телефону: +375 (29) 683 71 33.

Регистрация заявок от предприятий на участие в Республиканском конкурсе «Лидеры в строительстве Республики Беларусь — 2025» продлится до 23 мая 2025 года.

Все новости конкурса и ответы на вопросы, как стать его участником, можно найти на сайте: https://stroykonkurs.by