Михаил Мордич, руководитель проекта ООО «Лаборатория сертификационных и независимых технических испытаний СИНТИлаб», к.т.н., председатель экспертного совета конкурса «ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», открывая мероприятие, рассказал об инновационном и импортозамещающем потенциале отечественных строительных предприятий-производителей.
По мнению эксперта, экспортный и импортозамещающий потенциал у наших производителей есть, однако есть и непростыепроблемы. Производителям крупнотоннажной продукции, продолжающим выпускать ту же продукцию, необходима модернизация производства. Что касается белорусских производителей сухих смесей, они тоже еще не совсем перестроились: на внутренний рынок вместо продукции немецкого производства сейчас активно входят сухие смеси российских производителей. Решение проблемы импортозамещения Михаил Мордич связывает не только с модернизацией старых, но и с созданием новых производств.
И тем не менее, считает эксперт, ряд белорусских предприятий выходят на международные рынки и достаточно успешно (сейчас, например, на рынок Российской Федерации) чтобы занять освободившиеся ниши). Качество белорусской продукции, как показал республиканский строительный конкурс, улучшается, и работу в этом направлении нужно продолжать.
Завод ЖБИ УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ»: экспортоориентированность как вектор дальнейшего развития предприятия
Александр Устинович, заместитель директора по техническому развитию Завода ЖБИ УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ», к.т.н., рассказал о возможностях предприятия по экспорту строительных материалов и изделий и импортозамещению. Если до 2020 года предприятие было нацелено на нужды строительства Минского метрополитена, то, закупив новое оборудование и проведя модернизацию, в 2021 году начали ориентироваться на гражданское и частное строительство.
- Сделав анализ производителей в Беларуси и России, мы выбрали производство железобетонных безнапорных труб, колец колодцев, под производство которых было закуплено оборудование для арматурного и бетоносмесительного цехов. Мы начали увеличивать долю сторонних заказов, и в этом году уже отправили в Российскую Федерацию (города Москва, Петербург) первые партии продукции. Ищем новые рынки для поставки конструкций для верхнего строения на пути метрополитена и для других изделий.
По мнению Александра Устиновича, для решения вопросов импортозамещения предприятию необходимо иметь хорошее технологическое оборудование, а эти вопросы в данный момент решить не просто. Вместе с тем, для расширения существующей номенклатуры с учетом имеющегося оборудования, руководство и специалисты больше общаются с покупателями своей продукции, интересуются, что еще востребовано на рынке строительных материалов.
- Заказчики и потенциальные клиенты приезжают посмотреть производство и оценить качество продукции. Убеждаются в качестве продукции, поэтому продажи увеличиваются. Мы рассчитываем в следующем году выйти с широкими пакетными предложениями на российский рынок.
Система «ЭКОС-Проект» - в помощь проектировщикам
Павел Федоров, директор ООО «АйТи центр», к.т.н., рассказал о системе управления проектами, экономического учета, документооборота и электронного архива «ЭКОС-Проект», разработанной организацией.
Он пояснил, что компания предлагает комплексную систему управления проектной организацией, которая включает экономику, технический документооборот, планирование, электронный архив. Уникальность системы заключается в комплексном подходе: она охватывает все слои организации, начиная сверху: руководство, среднее звено, проектировщики плюс все вспомогательные службы, архив, экономический учет. Система разрабатывалась для этой задачи в течение 15 лет.
Павел Федоров отметил, что в последнее время стало популярным внедрение универсальных систем (система технического документооборота), которая решает узкую область задач. Организация при этом не получает полноценной, емкой, комплексной системы, которая позволяла бы работать всем и видеть руководству конечный результат как планирования, так и фактического выполнения производственных задач. Система «ЭКОС-Проект» все это решает. В Республике Беларусь данная система уже внедрена в РУП «Белнипиэнергопром», ОАО «Минскметропроект», УП «Белпромпроект». Система хорошо зарекомендовала в УП «Минскпроект», ГП «Белгипродор» и др.
Ключевая особенность системы, по словам руководителя организации, заключается в том, что она ориентирована на решение узкой задачи, и под это она разрабатывалась.
- Это позволяет нам максимально ее приспособить именно под решение тех задач, которые ставятся нам с максимально сокращенными сроками внедрения. Если аналогичные системы или похожие решения могут внедряться годами, то мы способны свою систему внедрить и запустить в работу через 3-5 месяцев.
Какими должны быть современные строительные машины
Антон Вавилов, заведующий кафедрой «Строительно-дорожные машины» БНТУ, к.т.н., остановился на приоритетных направлениях создания строительной техники и оборудования к ней. Он отметил, что необходимо создавать и приобретать технику под современные и перспективные технологии строительства и материалы, с учетом их требований. Тогда техника будет конкурентоспособной. Спецтехника достаточно быстро устаревает, отстает от стремительно появляющихся технологических разработок. Необходимы конструкторские бюро, в которых грамотные, подготовленные инженеры смогут быстро разрабатывать новую технику из готовых узлов.
Также целесообразно производить универсальную спецтехнику с большим набором легкосъемного оборудования для различного функционального назначения, совмещающего несколько технологических операций.
Сегодня техника должна удовлетворять экономическим, экологическим, эргономическим требованиями и даже требованиям современного дизайна. И конечно, машина должна быть надежной.
Как положительный пример он привел ООО «Дорэлектромаш» (техника производства предприятия конкурентоспособна и реализуется в Казахстане, России, Прибалтике), ОАО «МТЗ» (шасси универсальное «Беларус Ш-406» было разработано предприятием совместно с БНТУ в канве перечисленных принципов) и другие.
Евгений Малец, первый заместитель начальника УКЭР-2 по новой технике ОАО «МТЗ», главным преимуществом спецтехники считает многофункциональность. По его мнению, необходимо брать направление на современные трансмиссии, а сегодня особенно актуальны электротрансмиссии, современные материалы, электроника, интеллектуальные системы для управления и диагностики машин.
-Такие машины получат новые вид, новое качество и новые параметры. При создании машин нужно использовать инновационные проекты и технологии 5-6 уровня, - отметил представитель производственного предприятия.
Антон Вавилов подчеркнул, что все вопросы, связанные с инновациями, автоматизацией процессов проектирования и производства, выпуском качественной продукции и импортозамещением, в конечном счете связаны с профессиональным уровнем специалистов и высказал пожелание, чтобы лучшие выпускники школ осваивали инженерные профессии. Надо создать такие условия, чтобы самые умные и продвинутые в математике, физике, химии, информатике ребята учились на инженерных специальностях. Тогда наша талантливая, образованная, увлеченная молодежь будет не только внедрять, но и создавать новые технологии, системы, решения.
Пресс-служба Республиканского конкурса
«ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»