• Карта сайта
  • Лучший строительный продукт года
Лучший строительный продукт года

Белорусские производители строительных материалов считают недобросовестную конкуренцию бичом отрасли

21.04.2014 г. 

Проводимая денежно-кредитная политика правительства Беларуси, сопровождаемая высокой стоимостью кредитов, препятствует развитию отрасли. Высокая стоимость заемных финансовых средств – один из факторов, оказывающих наиболее негативное влияние на положение дел в отрасли, считают руководители предприятий промышленности стройматериалов страны, которые приняли участие в опросе, проведенном Инвестиционно-консалтинговой компанией EnterInvest и Оргкомитетом Республиканского профессионального конкурса «Лучший строительный продукт года». Ограничение доступа к иностранной валюте, сырью, рост транспортных тарифов, низкий рост технологического уровня производств негативно сказываются на деятельности предприятий и «подпитывает» развитие недобросовестной конкуренции на рынке.  

Исследование ожиданий игроков промышленности строительных материалов Беларуси было проведено в начале 2014 года. В опросе приняли участие 53 предприятия отрасли: государственные и частные, крупные (выручка более 5 млн долл. в год), средние (от 1 до 5 млн долл.) и мелкие компании (до 1 млн долл.). Исследование было направлено на определение влияния экономических и неэкономических факторов на функционирование предприятий и определение драйверов роста для предприятий промышленности строительных материалов Республики Беларусь.

При определении рейтинга экономических факторов оценка выводилась исходя из ответов респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, влияние следующих экономических факторов на Вашу компанию».

Функционирование Таможенного союза большинство респондентов оценивают положительно, тогда как наиболее отрицательное влияние оказывают на предприятие отрасли замедление экономического роста и строительства в РБ, рост транспортных тарифов, обесценивание белорусского рубля.

Высокая стоимость заемного финансирования является негативным фактором для 2/3 компаний, действующих на белорусском рынке строительных материалов, причем этот фактор практически в равной степени актуален для всех сегментов, независимо от формы собственности и размера компании. В то же время, «очень негативным» данный фактор назвало только 26% респондентов.

Проблема обесценивания белорусского рубля не касается лишь 10% компаний, и лишь 12% рассматривают данный фактор как возможность. Данный фактор не является негативным для государственных и иностранных игроков. Частные компании, не получающие поддержки извне, практически единодушны в оценке фактора «обесценивание национальной валюты» как негативного (82% респондентов). Такое отношение к данной проблеме свидетельствует о низкой экспортной ориентированности предприятий отрасли, так как лишь малая доля компаний рассматривает относительное удешевление собственной продукции как возможность (в основном это крупные предприятия).

Ограничение доступа к иностранной валюте является актуальной проблемой примерно для половины всех участников рынка (55% респондентов), независимо от формы собственности и размера предприятия.
Обострение конкуренции на российском рынке в результате вступления России в ВТО более всего волнует государственные предприятия (71% респондентов); для частных и иностранных компаний данный фактор не имеет важного значения.

Вывод об ориентированности компаний отрасли на внутренний рынок подтверждается и тем, как ответили опрошенные на вопрос о роли замедления темпов экономического роста в России: для большинства компаний данный фактор не актуален. Исключение составляют иностранные и отчасти государственные компании. Вместе с тем, для 20% опрошенных крупных компаний замедление экономического роста в России представляется «очень негативным фактором».

Рост заработных плат в Беларуси около 50% всех опрошенных компаний склонны рассматривать в качестве положительного фактора для собственного бизнеса. Несмотря на то, что данный фактор ведет к росту себестоимости продукции, большинство компаний не отметили данный фактор как очень негативный. Возможные причины такой ситуации:

  • Компании рассматривают это как возможность для роста покупательской способности населения;
  • Компании рассматривают рост заработных плат в качестве защиты против оттока квалифицированных кадров из страны.

Ориентация на внутренний рынок приводит к тому, что лишь половина компаний рассматривает возможности Таможенного союза как положительный фактор для своего бизнеса. По сравнению с крупными игроками, существенно большая доля мелких и средних производителей строительной продукции (47% опрошенных) видит для себя выгоды в Таможенном союзе.

В то же время, белорусские компании отрасли не испытывают и тревоги по поводу возможного обострения конкуренции на внутреннем рынке со стороны игроков из других стран ТС: только 10% охарактеризовали данный фактор как негативный.
Рост транспортных тарифов является однозначно негативным фактором для подавляющего большинства игроков. Несмотря на небольшие размеры страны, а также на то, что компании в большинстве своем ориентированы на внутренний рынок, более 80% респондентов отметили данный фактор как «негативный» и «очень негативный» для развития их бизнеса. Это говорит о чрезвычайно большом влиянии рынка перевозок на отрасль строительных материалов.

Рейтинг неэкономических факторов.

Оценка выводилась исходя из ответов респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, влияние следующих экономических факторов на Вашу компанию».

Рост внимания к проблемам повышения энергоэффективности в строительной отрасли Беларуси большинство производителей оценивают положительно. Недобросовестная конкуренция, недостаток квалифицированной рабочей силы, ограничение доступа к сырью, подделка продукции – наиболее негативные факторы, отрицательно влияющие на предприятия.

Относительно возможных изменений в законодательстве в целом игроки настроены достаточно позитивно. Несмотря на порой достаточно противоречивые решения законодательных органов предприятия сохраняют в целом положительно-нейтральное отношение к возможным изменениям в правовой среде.

Особенно позитивно по поводу данного фактора настроены игроки государственной формы собственности, прочие игроки видят для себя значительно больше рисков (45%).

Подделка продукции является достаточно негативным фактором для мелких частных предприятий, для крупных компаний данный фактор не имеет столь важного значения. Негативный эффект от подделки собственной продукции другими игроками снижается с ростом размера игрока и сложности выпускаемой продукции. Так, наиболее актуальной данная проблема является для мелких и средних частных игроков (около 70%), в то время как крупные государственные и иностранные компании реже отмечали данную проблему как оказывающую негативное влияние на их бизнес (около 40%).

Лишь около 40% компаний не имеют проблем с доступом к сырью для производства собственной продукции. Проблема ограничения доступа к сырьевым ресурсам имеет приблизительно одинаковую актуальность для компаний всех сегментов и всех форм собственности, причем на более чем 30% предприятий данная проблема оказывает очень негативное влияние.
Недобросовестная конкуренция является самым негативным фактором для развития отрасли среди всех рассмотренных – около 90% компаний ощущают на себе ее последствия. Практически все респонденты единодушно отметили недобросовестную конкуренцию как негативный фактор для развития собственного бизнеса, причем на более чем 50% компаний он оказывает очень негативное влияние. Судя по ответам респондентов, недобросовестная конкуренция стала своего рода отраслевым стандартом.

Возможное изменение технологий на рынке является риском для около 50% компаний, при этом лишь около 15% рассматривают данных фактор как возможность. Данный фактор оказывает неравномерное влияние на компании различной формы собственности: если для большинства государственных игроков он представляет собой существенный риск, то для более технологичных иностранных компаний он вовсе не актуален. Компаний, для которых данный фактор является риском, а не возможностью, значительно больше, что говорит о достаточно низком технологическом уровне отрасли в целом.

Для 45% компаний изменения предпочтений потребителей станут негативным фактором, что также говорит о технологической негибкости большого количества компаний. Более гибкие в отношении технологий и стиля управления иностранные компании рассматривают изменения в предпочтениях потребителей как возможность для собственного бизнеса, в то время как около половины респондентов из локальных компаний считают такие изменения рисками.

Недостаток квалифицированной рабочей силы оказывает негативное влияние на всю отрасль. Отток квалифицированных рабочих в Россию и снижение качества образования привели к тому, что проблема кадров стала очень актуальной для белорусской строительной отрасли. Возможные причины:

  • Низкий уровень заработной платы на белорусских предприятиях;
  • Высокие требования к квалификации сотрудников, предъявляемые рядом высокотехнологичных компаний, и невозможность заполнить вакансии в условиях существующего рынка труда.

Драйверы роста в отрасли

Структура драйверов роста выручки по различным сегментам компаний не претерпевает существенных изменений. Как показал анализ ответов опрошенных предприятий, на рынке нельзя выделить какой-то основной драйвер, и многие компании реализуют комплексную стратегию.

Государственные заказы как источник роста выручки рассматривают лишь немногие компании. Согласно ответам респондентов, количество ожидающих роста объемов заказов примерно равно количеству ожидающих сокращения.
Исключения составляют частные компании, которые более оптимистично настроены относительно возможностей сотрудничества с государством.

Несмотря не ориентированность на внутренний рынок, более половины всех компаний рассчитывают на увеличение экспорта. 

«Исследование показывает, - отмечает Александр Патутин, председатель Оргкомитета Республиканского профессионального конкурса «Лучший строительный продукт года», - что отечественные производители очень сильно зависят от внутреннего рынка и присущих ему проблем с неустойчивостью валюты, дефицитом кадров, ограничением доступа к сырью, недостаточно открытой и конкурентной средой в целом. Одной из основных возможностей развития отрасли является экспорт. Предприятиям необходимо сосредоточиться на поиске новых рынков сбыта и уделить особое внимание разработке стратегии выхода на них. Чтобы обеспечить свою конкурентоспособность на международных рынках, им нужно модернизироваться, выходить на более высокий технологический уровень, учиться продавать и продвигать свою продукцию не только «дома», но и за рубежом. Это даст возможность более гибко реагировать на изменения предпочтений потребителей и чувствовать себя уверенно даже тогда, когда спрос на продукцию на каком-то отдельном рынке падает».

Генеральный партнер конкурса
Официальный партнер конкурса
Партнер исследования
   
 
 
 

Пресс-служба
Оргкомитета Конкурса
Тел.: +375 (29) 182-80-10
+375 (17) 237-85-96
www.stroykonkurs.by

 
 


Другие материалы раздела:

 
Rating All.BY

© ЧРИУП «Деловые медиа», 2008-2014
Телефоны: (017) 268-51-60, 268-51-61, (029) 182-80-10
Факс: (017) 268-47-92
Электронная почта: Lspg@tut.by
Адрес: 220040, Минск, ул. Богдановича, 155, офис 508

Дизайн: Студия Дмитрия Борового


Поддержка и программирование сайта:
k.zadvinsky